Шринкфляция – хитрый метод, используемый производителями для сохранения цены на товар, при этом уменьшая его объем, количество и вес. Это общепринятое определение. Каждый может вспомнить примеры шринкфляции:
– объем банки пива сократился с 500 мл до 450 мл;
– батончики стали легче, но по-прежнему выглядят так же;
– вместо десяти яиц в упаковке может быть девять;
– упрощение дизайна упаковки и упрощение самой упаковки;
– колбасная нарезка содержит на один-два ломтика меньше, чем раньше.
Причины шринкфляции абсолютно логичны:
– попытки избежать повышения цен, вместо этого просто уменьшая количество и качество продукта;
– увеличивать прибыль: даже если покупатели замечают изменения, мало кто откажется от покупки.
Однако есть и менее очевидные причины шринкфляции:
– увеличение издержек, вызванное ростом цен на сырье и транспортные расходы;
– страх потерять лояльность клиентов, так как они меньше реагируют на незначительные изменения в товаре, нежели чем на изменение цены;
– действия конкурентов, которые заставляют других производителей также сокращать объем продукта «быть как все» / «быть в рынке»;
– маркетинговые стратегии, где шринкфляция используется для удобства упаковки или экологичности. Продавать дорогой смартфон без зарядного блока, например. Уменьшая тем самым затраты на логистику, но преподнося это как заботу об экологии.
Шринкфляция и инфляция могут показаться похожими, так как оба явления снижают покупательную способность. Однако механизмы этих явлений различны. Инфляция – общий рост цен на товары и услуги, измеряемых индексом потребительских цен.
Причины инфляции включают в себя:
– снижение покупательной способности населения;
– увеличение издержек производства;
– перераспределение доходов от бедных к богатым;
– монополизацию рынка и государственное регулирование;
– стимулирование сбережений и сокращение инвестиций.
В отличие от инфляции, шринкфляция представляет сокращение объема или веса товара в упаковке, сохраняя при этом цену прежней или изменяя незначительно.
В большинстве случае официальные статистические службы не учитывают шринкфляцию при расчёте инфляции. Покупатели при этом реагируют на шринкфляцию по-разному. Некоторые могут не замечать изменений и продолжать приобретать товары без изменения потребительской привычки. Другие испытывают недовольство и могут перейти на товары других брендов. Есть также те, кто замечает изменения, но покупает продукт всё равно.
Как шринкфляция выглядит на Маркетплейсах
На маркетплейсах, особенно на Wildberries данный эффект также встречается. Почему на Вайлдберрис это явление встречается чаще? Тут достаточно всё просто. К инфляции и шринкфляции чувствительны малообеспеченные слои населения. И со снижением покупательской способности люди чаще принимают шринкфляцию, как способ сохранения уровня жизни, точнее ощущения от нее.
Простой пример, бездумно покупая ранее iPhone после выхода новой версии люди перестают это делать, оправдывая это отсутствием больших изменений, когда ранее это их не останавливало.
На Маркетплейсах шринкфляция отражается не только на товарах, но и услугах, которые выбирает поставщик при продаже на площадках.
Как на Маркетплейсах выражается шринкфляция.
1. Снижение скорости доставки. Поставщикам приходится адаптироваться к меняющимся условиям сотрудничества. Одним из факторов влияющих на рост расходов поставщика являются Приемка, Логистика и Хранение. Выбрав схему продажи с собственного склада, поставщик может:
– ПРИЕМКА. Можно свести к 0 (нулю) расходы на приемку, особенно в высокий сезон, когда приемка карандаша на склад может обойтись на Вайлдберрис в 50 рублей доп. расходов
– ЛОГИСТИКА. Можно меньше платить за услугу «Логистика» на Маркетплейсе. Коэффициент (множитель) для логистики к Базовому тарифу со склада Вайлдберрис в среднем х1.5, когда для FBS этот показатель х1, что сильно влияет на экономику, особенно КрупноГабаритного Товара.
– ХРАНЕНИЕ. Если у тебя собственный склад, то зачем еще кому-то за хранение платить. Опять же очень актуально для КГТ.
Меняя систему с FBO на FBS, поставщик снижает издержки, но запускает эффект шринкфляции. Что видит покупатель и поставщик:
– СНИЖАЕТСЯ СКОРОСТЬ ДОСТАВКИ. Да, продавая товар по системе FBO, скорость доставки товара будет намного меньше, а если раскидать по регионам, то это также даст небольшой бонус в глазах покупателя. Но не всем покупателям и не во всех товарах фактор «скорость доставки» является определяющим для заказа товара. Также тут срабатывает психология «если дешево, то можно и подождать».
– УХУДШАЕТСЯ РАНЖИРОВАНИЕ ПО ВЫДАЧЕ. Это уже дополнительный побочный эффект, которые уже негативно сказывается на заказах, просто потому что карточка падает в органической выдаче и для ее поднятия в «зону частого контакта» приходится тратить больше денег на рекламу.
2. Упрощение транспортной упаковки. Поначалу бизнесмены переживают за брендовость. Изобретают красивую допупаковку, брендируют пакеты, коробки, что увеличивает привлекательность и узнаваемость товара, но сильно увеличивает себестоимость товара.
Решение об упрощении дополнительной упаковки приводит:
– Снижению брендовой узнаваемости, что в долгую может дать незначительный отрицательный эффект. Но этим в случае с маркетплейсами можно пожертвовать.
– Увеличение количества брака. Снижения плотности и безопасности упаковки, что зачастую является следствием экономии на упаковке. Часто приводит к увеличению процента брака и потере товара. Что также сказывается на репутации товара и отзывах.
– Неоправданным ожиданиям покупателя. Начитавшись отзывов с фотографиями, человек, заказывая товар, может сделать выбор из за дополнительных «плюшек», которые он получается с самим товаром. Не обнаружив их, покупатель может «очень сильно расстроиться и вылить своё расстройство в отзывах.
Опять же, это когда человек по привычке покупает пиво с расчетом на 500 мл. и допивая видит что написано 450 мл, это оставляет очень неприятный осадочек.
3. Ухудшения качества самого товара. Также абсолютно логично, что с увеличением издержек на Комиссию, Логистику и Хранение, можно ухудшить качество товара.
Снижается качество материала/фурнитуры. Очень многие отмечают, что покупая ранее худи, при повторном заказе, можно отметить ухудшение качество материала.
Но опять же стоит отметить специфику Вайлдберрис. Это рынок, Черкизон, дешевле некуда. Поэтому покупатели всё это терпят.
Вайлдберрис перекладывает свои издержки на Поставщиков, ПВЗшников и работников склада, через тот же инструмент штрафов. Поэтому шринкфляция будет встречать и на онлайн витринах, как и в обычных магазинах всё чаще.
Автор: Александр – Создатель WBCON.RU
Добавить комментарий